ХРАМ У СТРОМЫНСКОЙ ДОРОГИ
Анискинское сельское поселение |
||
Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, несмотря на все невзгоды советского времени, сохранилась и до сегодня. В 1808 к освященной в 1743 г. церкви были пристроены каменная колокольня и трапеза, соединившая ее с храмом, - жертвователи – крестьяне-прихожане и именитые купцы Губины радели об украшении и благолепии храма. "…Церковь Рождества Богородицы – кирпичная, выстроена в скромных формах барокко. Храм типа "восьмерик на четверике". По углам рустован лопатками. Фасады переделаны, расширены окна. Трапезная и трехъярусная колокольня в стиле ампир" – так скупо описывают архитектуру храма знатоки. "Ярким цветком московского барокко" назвал архитектуру храма автор заметки "Храм у дороги" в "Московском журнале" (1997г.). В трудные 20-е годы из храма "на помощь голодающим" власти изъяли 400 кг цветного металла с серебром и золотом, пожертвованного многими поколениями прихожан для украшения святых икон. Продолжались начатые в 1918 г. гонения на священнослужителей, лишенных избирательных и ряда других прав (им запрещалось учить детей в школах и в институтах, они лишались огородной земли и подвергались конфискации части имущества), начались их аресты. В это время в храме служили священник Наумов Илья Васильевич, псаломщик Росляков Михаил Николаевич, в 1930 г. – о. Кудрявцев Сергей Дмитриевич. Отец Сергий родился 1 июля 1881 г. во Фрянове в семье псаломщика, вероятно, окончил духовное училище. В Щелковском горархиве в фонде церквей сохранилась его анкета 1930 г.: "в 1914 был на фронте Германской войны, с 1916 состоял священником …в Серпуховском уезде. С 25 июля 1930 г. состою священником на настоящем месте (в Анискино), обязанности священника выполняю по выбору (прихожан)". Ранее в храме служил его старший брат Николай – в 1911 дьяконом, затем – в июне 1912 – 1919 г. священником, затем, вероятно, в Покровской церкви села Воскресенского; в апреле 1925 он – священник Фряновской церкви Иоанна Предтечи. В 1930 сообщено, что он сослан "в северные края", и прихожане ждут его возвращения. Так что появление о. Сергия в Анискине в 1930 г. не было случайным. Ссылка брата и запугивания не изменили его убеждений, и без страха продолжил он его служение в нашем крае. Было у него трое детей (Ольга, Борис и Сергей 1909 – 1912 г.р.). Сегодня мы знаем, что брат его служил, вероятно, после ссылки священником в Демянском районе Ленинградской области и в числе многих тысяч священников-новомучеников российских о. Николай был расстрелян за стойкость вере предков в 1937. Та же судьба постигла и их шурина, священника с.Фрянова, Никологорского Михаила Михайловича, в 2003 г. причисленного к лику святых-новомучеников. Недавно выяснилось, что и сам о. Сергий был тоже расстрелян по скорому приговору советских властей (списки Саратовской епархии куда, вероятно он был сослан). Таковы реальности тех лет. Арестами, высылками и расстрелами запугав народ, власти упорно стремились под разными предлогами закрыть церковь. Прихожане сопротивлялись, как могли. Но снова по разыгранному в крае сценарию в храме производят хищения, затем следует внезапная проверка, назначается огромный штраф "за несохранность народного достояния", который надо уплатить в три дня и церковь закрывают. Из Москвы присылают "специалиста" по смыву позолоты с иконостаса. По акту от 18.04.1941 государству сдается позолота, смытая с иконостаса площадью 100 кв. м, 28.03.1941 – 28 серебряных предметов, 15.04.1941 – 1035 кг церковного металла. Храм передан райпромкомбинату. Проданы кирпичная ограда, гробница от святых мощей (за 15 руб.), за такую же сумму продан шкаф из церкви. Власти пытались приспособить храм и под склад, и под цеха и склады ткацкой фабрики, а с 70-х годов он был совсем заброшен и постепенно пришел в полное запустение. Белый камень растащили по домам, ограду – по огородам. Последней исчезла черная мраморная плита с надгробия последних владельцев этого места Четвериковых. В конце 1989 года Указом Управляющего Московской Епархией Его Высокопреосвященства Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, который, увидев поруганную святыню, благословил начать ее восстановление, была сформирована церковная община, и остатки храма передали верующим. В храме начались восстановительные работы. "Страшно было смотреть на развалины храма, - написано в истории церкви, - но еще страшнее становилось от сознания того, что это был только видимый знак ужасной духовной разрухи. Осенью 1989 года в обезображенных руинах засияли лучи веры во всемогущество Божие, лучи надежды на Покров Божией Матери, лучи любви к дому Божию. Пришли первые верующие и с пением "Царице моя Преблагая" стали расчищать завалы. 10 февраля 1990 года началась новая жизнь храма – после более чем полувекового перерыва был совершен первый водосвятный молебен на месте бывшего и будущего алтаря. 16 февраля 1990 г. была отслужена первая Божественная Литургия в сторожке около развалин храма, а на Благовещенье этого же года – в самом храме. В книге И.Сергиенко "Святыни Щелковского благочиния" отмечается, "члены общины особо почитают членов семейства Романовых. Одна из святынь – икона преподобномученицы Елисаветы Федоровны с частицей ее мощей". Священником в последние 14 лет служит настоятель о. Сергий Казаков, его усилиями и тщанием многих прихожан продолжается восстановление былого благолепия храма. Его пастырская деятельность сопровождается обращением многих мирян к церкви и вере своих предков. Особенно памятен многим его подарок – сборник духовно-проникновенных стихотворений о. Сергия, из которого мы приведем несколько строк о храме с. Анискино: "Эта церковь-невеста так прекрасна в наряде У церкви были похоронены почитаемые прихожанами дворяне Четвериковы Дмитрий Иванович и жена его Александра Александровна. Надгробная плита долго сохранялась даже после закрытия церкви, но потом и она исчезла. Усадьба их была в соседнем сельце Тимофеево. В настоящее время храм полностью восстановлен и расписан. В 1997 году храм был освящен. В церкви хранятся иконы, привезенные из Иерусалима и со Святой горы Афон, а также частицы мощей и святыни разных угодников Божиих (Среди них мощи благоверного князя Феодора Ушакова – покровителя воинов). С 1998 года во вновь построенном на территории храма здании действует Православная классическая гимназия «Ковчег» с храмом во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. По материалам http://www.bogorodsk-noginsk.ru/atlas/sshelkovskiy/aniskinskiy.html |