ЧКАЛОВСКИЙ
Анискинское сельское поселение |
||
В географическом словаре «Все Подмосковье», изданном в 1967 г., написано: «Чкаловский, бывший рабочий поселок у одноименной станции на железнодорожной ветке Мытищи – Монино. Включён в городскую черту г. Щелково 8 августа 1959 г. Образован в 1959 г. Привлекательность поселку придаёт его положение в лесистой местности. Посёлок хорошо озеленён, имеет высокий уровень благоустройства и правильную планировку. Численность населения в 1939 году – 2.800 жителей, в 1959 году – 12.500 жителей». Чкаловский назван посёлком, что предусматривает наличие поселкового совета, но его в Чкаловском никогда не было. Отсутствовал Поссовет и на территории, прилегающей к заводу ЖБК (ранее занимавшемуся обработкой мрамора, за что получил в народе название «мраморный»), и на территории радиоцентра №5. Все население Чкаловского – и военное, и гражданское, да и отделение милиции – приписано к Свердловскому сельсовету. История мест, прилегающих к посёлку Чкаловский, уходит далеко в прошлое. Старожилы рассказывали, что окрестные земли принадлежали помещикам, владевшим деревнями Хотьково, Жеребцы, Никифорово. До Москвы 40 км, рядом большой Ногинский тракт, где разбойники терроризировали население. Казаки, несущие службу вдоль Ногинского тракта, не только не боролись с грабежами, но и сами их организовывали. В лесу, неподалеку от дороги, у казаков было своеобразное убежище, где они переодевались перед тем, как учинить грабеж на большой дороге, здесь же возвращали себе вид «блюстителей порядка», когда ограбленные взывали о помощи. В 1920-х годах развернулось строительство второй по мощности в СССР радиостанции, названной впоследствии именем ВЦСПС. В эти же годы построили железнодорожную ветку, соединившую Щёлково и Монино. Так вблизи строительной площадки радиоцентра появилась железнодорожная станция Томская, названная так в честь профсоюзного вождя Томского. Почти одновременно рядом с радиостанцией развернулось строительство огромного аэродрома. Между деревнями Жарково, Кишкино и Хотово на возвышенности предстояло вырубить большой лесной массив, выкорчевать пни, оставив ровное без ям и бугров летное поле. На восточной окраине аэродрома в те годы находилась деревня Жарково. Просуществовав, может быть, века, деревня исчезла с лица земли. Причиной этому стала авиакатастрофа 26 сентября 1937 года. В тот день летчикам П.М. Стефановскому и В.Е. Дацко предстоял испытательный полёт на учебном бомбардировщике СБ. Однако произошло неожиданное: вскоре после отрыва от земли выключились оба двигателя и машина рухнула на один из деревенских домов. Рядом с железнодорожной станцией находился посёлок радиоцентра, сохранившийся до настоящего времени, а за шоссе – военный городок. В военном городке построили первые пять четырёхэтажных дома из серого кирпича, без балконов и ванных помещений. Они назывались ДОСами – дома офицерского состава. Сегодня с обеих сторон этих домов проходят улицы Институтская и Супруна. Первые поселенцы сажали на этих улицах деревья. В 1930-е годы на аэродроме построили стартовую горку, получившую в народе название «Чкаловской», для разгона тяжёлых самолётов, и в первую очередь машины «РД». Через 30 лет по приказанию начальника гарнизона её снесли. В 1932 году первую посадку на аэродроме совершил тяжёлый бомбардировщик ТБ-3 № 311, пилотируемый B.П. Чкаловым. Перед гарнизонным домом офицеров поселка Чкаловский находится мемориальный комплекс, посвященный историческому беспосадочному перелету через Северный полюс в Америку двух экипажей: В.П.Чкалова, Г.Ф.Байдукова, А.В.Белякова; М.М.Громова, А.Б.Юмашева, С.А.Данилина. Этому перелету предшествовала большая работа. В 1935 году было получено разрешение от правительства на полет по маршруту Москва-Петропавловск-на-Камчатке. Командиром экипажа "АНТ-25" был назначен Валерий Павлович Чкалов, вторым летчиком Г.Ф.Байдуков, штурманом А.В.Беляков. Началась тщательная подготовка к полету. "В воздухе нет мелочей, все важно для успеха перелета", - говорил Чкалов. 22 июля 1936 года самолет "АНТ-25" поднялся в воздух и вылетел в свой дальний беспосадочный рейс. Перелет происходил в сложных метеорологических условиях и закончился посадкой на острове Удд. 24 июля 1936 г. В.П.Чкалову, Г.Ф.Байдукову и А.В.Белякову было присвоено звание Героя Советского Союза. 25 мая 1937 г. правительство дало разрешение на полет в Америку через Северный полюс. Началась подготовка к перелету. Кропотливой была работа по налаживанию связи с Америкой и многочисленными пунктами на пути следования советского самолета. Перелет через Северный полюс - заветная мечта многих исследователей. И вот 18 июня 1937 г. в 4 часа 05 минут по московскому времени со Щелковского аэродрома поднялся "АНТ-25" и взял курс по маршруту МОСКВА-СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС-АМЕРИКА. Это был трудный героический перелет. Более 63 часов в воздухе в холодной и тесной кабине самолета над Ледовитым океаном, на неизведанном пространстве. Снежным полюсом, краем света 20 июня 1937 г. самолет благополучно приземлился на военном аэродроме города Ванкувер. Чкаловский экипаж открыл кратчайшую воздушную дорогу через Центральную Арктику, связывающую Советский Союз и Америку. Американцы восторженно встречали советских летчиков, назвав их перелет "блестящим подвигом". Полет в Америку имел колоссальное значение, так как показал исключительные достижения советской авиации, мужество ее летчиков и способствовал сближению двух великих стран. Утром 26 июля 1937 года Москва восторженно встречала героев беспосадочного перелета. Повторил такой же перелет на "АНТ-25" экипаж М.М.Громова. К сорокалетию этих перелетов 18 июня 1977 года в нашем городке на площади возле Чкаловского Дома офицеров открыт мемориальный комплекс – Памятник в честь совершения исторических беспосадочных перелетов (1937 г.) экипажей В.П.Чкалова и М.М.Громова по маршруту МОСКВА-СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС-США. Монумент состоит из двух элементов: постамента в виде горки, расположенной на гранитном фундаменте, на которой водружен макет самолета "АНТ-25", как бы парящий в воздухе. Макет самолета выполнен в масштабе 1:7 в КБ имени Туполева. В нескольких метрах от него стела, на которой помещены барельефы (в профиль) всех участников перелета. Ее открывает изображение В.П.Чкалова, далее Г.Ф.Байдукова, А.В.Белякова, М.М.Громова, А.Б.Юмашева, С.А.Данилина. Стела тоже находится на гранитном фундаменте. В день открытия памятника состоялся торжественный митинг, который открывал маршал авиации. Вместе с ним на трибуне находились участники перелетов Г.Ф.Байдуков, А.В.Беляков, М.М.Громов, С.А.Данилин, американские гости из Ванкувера. На открытии памятника присутствовали жена Чкалова Ольга Эразмовна и сын Игорь Валерьевич. Состоялись выступления участников перелета и зарубежных гостей. На митинге присутствовали ветераны ГК НИИ ВВС и жители Чкаловского городка. В годы войны на аэродроме «Чкаловский» базировался 126-й истребительный полк, прикрывавший небо Москвы. В 1941 году на гарнизонном стадионе появился первый ряд могил пилотов 126-го полка, затем следующий ряд одинаковых надгробий… Здесь лежит один из самых результативных лётчиков первого года войны, бывший беспризорник Иван Ридный. В городке жил его друг и однополчанин Герой Советского Союза Пётр Белясник. 13 июня 1958 г. произошла ещё одна трагедия. Самолёт-разведчик Ту-16Р авиации Северного флота совершал очередной полёт по программе контрольных испытаний. Начался дождь, и руководитель полётов дал команду командиру экипажа капитану В.И. Волкову прекратить выполнение задания и вернуться на аэродром. Выполнив последний разворот, тяжёлая машина заходила на посадку со стороны Щёлкова. Тем временем дождь усилился и перешёл в ливень, снизивший видимость до 50 м. Была одна надежда на систему слепой посадки «Глобус». Вот уже промелькнул железнодорожный мост и шоссе у старого переезда, но высота оказалась предательски малой. Самолёт стал цеплять тележками шасси крыши домов деревни Хотово и рухнул в поле за околицей. В результате катастрофы погиб экипаж самолёта и пострадали десять жителей деревни, восемь из которых нашли смерть в своих домах. Семь домов было разрушено. В 1991 году в День Воздушного флота командование Чкаловского гарнизона открыло для всенародного гуляния аэродром. С тех пор это стало традицией, но мало кто знает, что первая попытка устроить настоящий праздник была во 2-ой половине 1950-х годов. Старожилы помнят выставленные на территории стадиона самолёты Як-18 и МиГ-15, вертолёт Ми-1, авиационный двигатель ВК-1, разложенный парашют. В день празднования очередной годовщины Дня Победы в 1968 году состоялось открытие первого в городке монумента, на котором возвышается истребитель МиГ-21. Совсем недавно на домах военного городка появились мемориальные доски с указанием имён Героев Советского Союза, проживавших в них. На бывшем ДОС №7 (ныне дом № 1 по улице Циолковского) на стене у последнего подъезда висит доска с именем В.А. Иванова. Первую доску установили в 1967 году в честь 25-летия полета Г. Бахчиванджи на первом ракетном (реактивном) самолёте БИ-1. Нет пока доски на доме, где жил Н.А. Коровин, погибший при испытании истребителя с ракетным ускорителем и похороненный на Чкаловском кладбище, обойдены пока молчанием Герои Советского Союза Л.М. Кувшинов, Н.А. Костылёв... список можно продолжить – память не должна умирать. При въезде в пос. Чкаловский внимание привлекает памятник "Слава Советским покорителям неба". Взору предстает самолет СУ-7Б, устремленный ввысь. Памятник имеет свою небольшую историю, которая началась осенью 1920 года с робких шагов первой в стране авиационной испытательной организации, названной опытным аэродромом. Эта организация энергично набирала силу и в короткий срок выросла до авторитетного ЧК НИИ ВВС, позднее получившего имя В. И. Чкалова. Раньше Научно-испытательный институт ВВС располагался на центральном аэродроме столицы. Почему состоялось перебазирование его в Щелково, сегодня никто не ответит. Может быть, близость монинского аэродрома была причиной тому. Институт стал кузницей славных имен, в сплоченном коллективе испытателей работало около 100 Героев Советского Союза. Более 300 испытателей в первые дни войны отправились на фронт. Десятки Героев Советского Союза воспитаны в коллективе испытателей в послевоенное время. В честь 60-летия НИИ ВВС им. В. И. Чкалова, у железнодорожного переезда и было поставлено это сооружение. Памятник был торжественно открыт 18.08.1980г. в День Авиации при общем построении подразделений Чкаловского гарнизона. На открытии памятника выступил заслуженный летчик-испытатель СССР Герой Советского Союза Юрий Михайлович Сухов, испытавший СУ-7Б в 1938 году. Чкаловцы гордятся этим монументом! В октябре 1997 года торжественно и радостно прошло празднование 55-летия Чкаловской Краснознаменной авиадивизии особого назначения. Вспоминали этапы большого пути дивизии, говорили и о повседневном ратном труде военных лётчиков – в любую минуту дежурный экипаж дивизии готов вылететь «по тревоге». Самолеты отсюда Во всякой горячей точке планеты военные лётчики дивизии оказывались одними из первых. Ашхабад и Чехословакия, Египет и Афганистан, Чернобыль и Чечня, Ангола, Эфиопия, Мозамбик и Куба – невозможно перечислить города и страны, куда бы не летали экипажи дивизии, выполняя особо важные задания. Лётчики-ветераны А. Пoтрясов, Л. Пронников, П. Шамин провели за штурвалом более 10 тысяч часов – это четыреста дней. Только многодневным честным, самоотверженным трудом можно было достичь такого трудового успеха. Высшее командование Вооруженных Сил PФ отметило хорошую подготовку личного состава дивизии. http://www.lifeinschool.narod.ru/project/003/index.htm |