Герой «СПОРТЛОТО-82» 20 лет прикован к инвалидной коляске
уникальная методика доктора Пугачева из Нью-Йорка дает надежду, что Денис Кмит снова будет ходить
Актера Дениса Кмита, блеснувшего в начале 80-х в комедии Леонида Гайдая «Спортлото-82», наш американский собкор Алекс Сингал совершенно случайно встретил в Нью-Йорке. Так как недавно по ТВ прошел сериал «Поворот ключа», где Денис сыграл главную роль, Алекс его сразу узнал. И с той минуты завязалась их дружба…
- Фамилия Кмит достаточно известна в кинематографических кругах. Все помнят фильм «Чапаев», где ординарца Василия Ивановича Петьку сыграл Леонид Кмит. Потом в комедии «Она вас любит» вместе с молодыми Георгием Вициным и Александром Ширвиндтом блеснула актриса Инна Кмит. Есть еще фотокорреспондент Галина Кмит. Кем они тебе приходятся?
- Инна Кмит - моя старшая сестра, дочь Леонида Кмита от первого брака. Она была очень популярна в 50-е годы. Но потом перестала существовать как актриса и ушла на ТВ. Сейчас ее уже нет в живых. А Галина Кмит - вдова Леонида Кмита и моя мама. Она является известным фотокорреспондентом, как в России, так и во всем мире. Во многих странах у нее проходили выставки. Например, недавно в Париже в рамках визита Путина. Эту выставку посетили мадам Ширак и мадам Путина. Что же касается Леонида Кмита… Это человек, фамилию которого я ношу. Вообще-то, по паспорту он был Алексей, хотя в титрах писали Леонид. И поэтому были смешные моменты. Когда он приходил за зарплатой, то не знали, кому ее выдавать. Все ведь знали его как Леонида, а в ведомостях-то он значился, как по паспорту, Алексеем. Родом он из Белоруссии. Начал сниматься еще в немом кино. Бегал там в смешных кадрах с Игорем Ильинским. Он в тот период учился во ВГИКЕ, и как раз начиналось звуковое кино. Многие актеры с его появлением исчезли с экранов и больше не появлялись. А Леонид сделал успешное продолжение карьеры. Так что Петьку он сыграл не дебютом. У него уже были роли в звуковом кино и до «Чапаева».
- Почему же после Петьки Леонид Кмит не сыграл ни одной заметной роли? Он что, попал в опалу? Или, может, сильно пил?
- Нет-нет, пьющим человеком Леонид не был. И в опалу, к счастью, никогда не попадал. Помимо «Чапаева» он снялся во множестве фильмов. Старое поколение его отлично помнит, он был очень популярен. Например, в фильме «Ко мне, Мухтар» Никулин играл положительного милиционера, а Леонид - отрицательного. Также был старый фильм «Му-му». Потом «Мичман Панин»…
К нашему разговору присоединилась мама Дениса и напомнила фильмы, в которых играл Леонид Кмит: «Однажды летом», «Балтийцы», «Всадники», «Любимая девушка», «Морской ястреб», «Далеко от Москвы», «В мирные дни», «Тарас Шевченко», «Чужая родня», «Поднятая целина», «Хозяин тайги». Еще Галина вспомнила уникальный эпизод, когда они пришли с Леонидом вдвоем в цирк, просто как зрители, а ведущий вдруг объявил, что в зале присутствует Леонид Кмит, и весь зал поднялся и стоя аплодировал ему.
- Леонид был очень активный, яркий, безумно азартный человек, - продолжил свой рассказ Денис. Обожал играть на бегах. Недавно, когда мама выступала здесь, в Нью-Йорке на русском радио, позвонил один пожилой человек и сказал, что отлично помнит Леонида, они когда-то вместе играли в тотализатор. Леонид безумно любил маму, но страшно ревновал всегда. Умер он в 1982 году в возрасте 74 лет и похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.
- Денис, а как ты сам попал в кино?
- У меня было два пути: либо журналистика, либо актерское дело. Я выбрал второй. Впервые я снялся в кино в 1966 году. Это была старая экранизация романа «Цыган». Главные роли там играли Евгений Матвеев и Людмила Хитяева. А я играл роль мальчика-цыганенка. Еще есть версия, что я должен был сниматься в легендарном фильм Гайдая «Бриллиантовая рука». Сыграть я там мог мальчика, который по сюжету был сыном Никулина. Но я учился в интернате МИДА, и директор меня не отпустил на съемки, сказав, что им нужны ученики, а не артисты. И роль досталась не мне. Но я не утверждаю, что это точные воспоминания, т.к. мама уже не помнит, а я был тогда ребенком. Потом я поступил в школу-студию МХАТа, в мастерскую Василия Петровича Маркова. Этот человек известен широкому зрителю по фильмам «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году», где он играл Дзержинского. И в 1981 году, по окончании студии, мне как-то сразу была предложена роль в фильме «Спортлото-82», от которой, понятное дело, ни один здравомыслящий человек не отказался бы, так как фильм этот ставил Леонид Гайдай, а поработать с этим великим мастером была огромная честь для любого актера.
- Расскажи, как проходили съемки «Спортлото-82»…
- Хоть мы и снимали комедию, но особо весело не было. Съемки шли в Крыму, была жуткая жара, не меньше, чем сейчас в Америке, и было, конечно, нелегко. Впрочем, были и курьезные моменты. Например, мы приехали на то же место, где когда-то снимали «Кавказскую пленницу». Там был шикарный персиковый сад. Директор группы сказала нам: «Ради Бога, только не воруйте персики. Мы вам все закажем, и они сами их привезут». Но не украсть было невозможно, и мы с кем-то из артистов все-таки залезли в сад. Тут вышел сторож, длиннющий человек, безумно похожий на Гайдая, и начал культурно говорить: «Ну, ребята! Ну, что же вы! Ну, что, нельзя было попросить? Разве я бы не вынес вам сам?!». Потом выбежала его маленькая собачка-шпиц и начала дико лаять на нас. Мы решили сбежать и рванули вдоль забора. В результате я порвал об забор брюки. За что потом получил втык от нашего костюмера, т.к. брюки были из реквизита. А по фильму я играл пижона, жениха героини, и вещи у меня были все белые и модные. Но я, как назло, их все время то рвал, то прожигал. И что смешно - когда мы убегали от сторожа и его лающей собаки, этот длиннющий сторож неторопливо шел за нами вдоль забора и повторял одно и то же: «Ну, куда же вы, ребята? Ну, зачем убегать? Ну, попросили бы, и я сам принес бы вам персики». Самым веселым человеком на съемках был Пуговкин. Он очень любил чай. Всегда его заваривал с удовольствием и говорил мне: «Денис, не желаете ли Чайковского Петра Ильича?». Из страшных моментов был, конечно, мотоцикл. Если кто не помнит, то там на нем всех подвозил на нечеловеческой скорости горячий грузин, который спешил на свадьбу. Мотоцикл этот принадлежал каскадерам братьям Демахиным. У него был форсированный двигатель, и когда его заводили, он начинал рыть землю. Я страшно боялся этого мотоцикла, но выполнял сам все трюки. В частности, мне пришлось на ходу с мотоцикла запрыгивать на поезд. Мне было 22 года, и, конечно же, хотелось все делать самому, отваги было не занимать. В принципе, Гайдай мог мне запретить делать трюки. Артистам не рекомендовалось рисковать после того, как на съемках фильма «Директор» разбился Евгений Урбанский. Но Гайдай сказал только: «Вы, Денис, должны обратиться к администрации, чтобы они вам доплачивали деньги за трюки». Сам он им об этом не сказал, но осторожно мне посоветовал, чтобы я получал дополнительные деньги. Человеком Гайдай был очень порядочным и вежливым, общался со всеми только на «Вы» и был очень интеллигентен во всех вопросах. Он очень заботился об актерах, интересовался, сыты ли мы, как спали, как разместились. Он очень заботился о людях. И я теперь его всегда ставлю в пример нынешним режиссерам, которые не понимают, за счет кого они живут. Гайдай, безусловно, был требователен к актерам, но диктатором никогда не был. Он не мог повысить голос на артиста. Не имел никакой звездности. И даже я, мальчишка в те годы, мог подойти к нему и сказать: «Леонид Иович, а можно эту сцену сделать не так, как Вы задумали, а по-другому». И он с радостью позволял импровизировать. Например, в фильме есть момент, когда Пуговкин стоит на большом камне, а под камнем стоит Кокшенов и ловит сброшенный Пуговкиным пиджачок, потом шляпу, потом тросточку, а потом ставит руки, чтобы поймать своего шефа, но шеф выходит из-за камня своим ходом. Так вот эту сцену я придумал.
- После фильмов Гайдая молодые актеры обычно сразу становились суперпопулярными. Однако, ни ты, ни Альгис Арлаускас, ни Светлана Аманова, которые снимались с тобой в «Спортлото-82», почему-то в дальнейшем не сделали карьеру в кино…
- Арлаускас до этого уже снялся в картине «Берегите женщин». На съемках он познакомился с актрисой Мариной Шиманской, и они в итоге поженились. На съемках «Спортлото» Альгис был весь на нервах, т.к. Марина была беременна и вот-вот должна была родить. Потом мы с ним не пересекались. У него есть какие-то испанские корни, и, насколько я знаю, под эту тему он уехал в Испанию. Но до этого поработал режиссером и снял уникальное в своем роде документальное кино про советскую жизнь «Жизнь наоборот». Он просто снял весь фильм задом наперед. Ничего подобного раньше никто не делал. Светлана Аманова стала актрисой Малого театра. Снялась в фильме «Зимний вечер в Гаграх», где играла по сюжету дочку Евстигнеева. Сейчас она заслуженная артистка России. Работает в основном в театре. Что же касается меня… После премьеры «Спортлото» ко мне посыпались звонки с предложениями от режиссеров. Но еще до того, как фильм вышел на экран, со мной случилось несчастье. Я разбился. Говорить об этом сейчас не хочу. У меня была очень серьезная травма, и вопрос стоял, буду ли я жить. В общем, я оказался прикован к инвалидной коляске. Я решил поставить крест на актерстве, т.к. не представлял себя больше в кино. Стал заниматься живописью, писал стихи. В общем, я как бы пропал. Ровно 10 лет я не снимался. А потом познакомился с Сергеем Гурзо, сыном того самого Гурзо, который прославился в фильме «Смелые люди». И вот младший Сергей Гурзо снял фильм под названием «Какаду», где главная роль была написана специально под меня, т.е. для человека на инвалидной коляске. Я сыграл там бывшего «афганца», который стал мафиози. Это был 1992 год, и этот год вернул меня в кинематограф. А в 1999 году меня пригласили сниматься в сериал «Поворот ключа». Обо мне опять вспомнили, видимо, потому что я на коляске. И роль была как бы для меня. Это была моя первая положительная роль в кино, т.к. в предыдущих фильмах я играл недобрых людей. Работалось интересно. Рядом были замечательные актеры. По сюжету моим отцом был Владимир Этуш. А моего врага играл Георгий Мартиросян. Он по фильму был виновником моей инвалидности, и в конце я его успешно и красиво устранял. Я снимался на своем БМВ, т.к. приезжал на ней на съемочную площадку, и не было смысла пересаживаться в другую машину. Все эти годы я ездил на машине. Я все делаю сам: и сам сажусь в нее, и если где-то выпью в праздник, тоже сам еду. Потому как по-другому мне никуда не добраться. Это в Америке все приспособлено для инвалидных колясок: и транспорт, и метро, и тротуары. А у нас, к сожалению, такого практически нет. Кстати, впервые за 20 лет после травмы я попал в метро здесь у вас, в Нью-Йорке. Помню, как я вцепился в поручень. Для меня это было как что-то новое. Конечно, я отвык от метро.
- А как ты оказался в Нью-Йорке?
- Я приехал сюда для встречи с очень талантливым человеком Георгием Пугачевым. К Алле Пугачевой он не имеет никакого отношения. Он из Питера, в прошлом спортсмен. Георгий или, как называют его друзья, Гоша является разработчиком собственной уникальной методики лечения, которой нет аналогов во всем мире. Он воздействует своими пальцами на нервные окончания, зигзагообразными движениями давит на них. И организм начинает оживать. Начинает отлично работать иммунная система, растут мышцы, натягиваются сухожилия, и в результате появляются движения. И вот впервые за 20 лет у меня появилась надежда. Гоша работал со мной полгода. Это еще не завершение. Но уже результаты уникальные! Кстати, Георгий больше всех верит, что я пойду, и этим самым дает уверенность и мне. У меня сейчас виза истекла. И я вынужден возвращаться в Москву. Но я обязательно вернусь…
А я в свою очередь рад, что судьба меня свела со столь интересным и сильным человеком, как Денис Кмит. Он много пережил в Нью-Йорке в дни атаки террористов. Как он сам сказал, если бы не друзья, он бы вообще загнулся. Сейчас он будет в Москве приходить в себя после всего пережитого, улаживать домашние дела, а потом решать вопрос, где взять денег на следующую поездку. Ведь лечение не закончено, и от этого зависит, будет ли он ходить вообще. 25 декабря у Дениса день рождения. Пользуясь случаем, хочу передать ему через газету свои поздравления.
Источник : Телеканал ДТВ-Viasat, 22 февраля 2004 г.