Уроки Веры Павловны Как-то мы задали Верочке Палне вопросы о математическом мышлении. В чем его особенность? Правда ли, что математики думают формулами? Нам было вполне ясно про химика и физика, тем более про инженера или даже музыканта, а вот про математика - нет. Ясень и бук
Вместо рубахи не носите брюк вы,
Вместо арбуза не просите брюквы,
цифру всегда отличите от буквы,
Но различите ли ясень и бук вы?
Яков Козловский
Наш вопрос про цифры и буквы скорее всего был индуцирован Яковом Козловским, но это была ВСЕГО ЛИШЬ индукция. Не плагиат! Точно!(из книги "О словах разнообразных, одинаковых, но разных"). Так Вера Павловна учила нас мыслить, а не просто "алгебраически" складывать и вычитать. Мы и методику ее преподавания поняли: - разбудить нашу мысль, заставить нас САМИХ задавать СЕБЕ вопросы. Но не только задавать, а пытаться САМИМ на них ответить. Искать ответы САМОСТОЯТЕЛЬНО, ну или почти самостоятельно, но обязательно на СВОЙ интерес! Она давала нам не сами ориентиры, а указывала на них направления. "Додуматься" до ориентира, найти его было теперь "делом техники". Но ощущение: "это я сам, я первый это нашел" накрепко, якорем собственного открытия удерживалось в душе. Еще она могла "в одно касание" объяснить туманные для нас интегралы и дифференциалы. - Интегрирование - это как бы обобщенное суммирование. Например, "интегральная оценка" - суммарная оценка. А дифференцирование позволяет быстро находить максимумы и минимумы. Ну, про максимумы и минимумы мы уже проходили, а легкость ее объяснения вызывала в нас уверенность: Верочку Палну можно спросить про ВСЕ и она ответит так, что будет ясно ВСЕМ. Даже двоечникам! Кстати, двоечников для Веры Палны не существовало. В привычном понимании. Она каждому находила подходящую "нишу". Ну не здесь, так в другом месте, но КАЖДЫЙ пригодится обязательно! Со всеми общалась ровно. Никого не выделяла. Нам ВСЕМ это нравилось, хотя чувство легкой ревности “цепляло”, когда точно так же задорно, как только что с тобой, она начинала общаться с кем-то другим. Нам было легко с Верочкой Палной. Б. Крехнов, 2010 Ещё о В.П.Денисовой: В городе |
Это лучше читать примерно в апреле, когда появляется первая зелень. Или чуть пораньше. Чтобы быть готовым. Чтобы заранее подготовиться. Из окон нашего класса, если смотреть чуть правее, всегда были видны березки вокруг пионерлагеря МИД (Сейчас это территория курорт-парка "СОЮЗ"). За Любосеевкой. На пригорке. Однажды весной березки покрылись прозрачным зеленым туманом. Это было какое-то нетканое чудо! Хотелось смотреть на них снова и снова! Беззвучно пел в душе Некрасовский "зеленый шум". Идёт, гудёт... Довольно бысто лист вырос и огрубел. Цвет листочков тоже изменился и стал более насыщенным. Не было уже такой зеленоватой прозрачной дымки. Пропала. Но само это зеленое чудо запомнилось. С датами. Про запас. До следующего года... На следующий год точно в это же время как будто внутренний звоночек прозвенел. Скорее, к окну! Почему класс заперт? Почему стемнело?.. Досада взяла: - Неужели прозевал? Еле дождался утра. Напрасная досада, не прозевал - "зеленый шум" наполнял взгляд. Нежная прозрачность! Называть его "зеленым шумом" не очень хотелось. Во-первых, это не личное, а некрасовское. Во-вторых, слово "шум" не точно отражало ощущения. Намеки ощущений. Скорее, это был туман, дымка, но не особо... Впервые слов не хватало... На третий год, намного загодя, стал готовиться к урочной дате. Не прозевать - это было важнее всего! Вспоминалась прошлогодняя легкая досада. И вот он пришел. Этот миг! Вчера было еще рано. Зелень уже появилась. Была видна, но жидкая, как-бы намеками, на фоне темных ветвей. А сегодня уже самое оно! Зеленый туман. Зеленая дымка. Эту пору люблю всю жизнь. Всегда жду ее. Ловлю момент. За годы появились новые наблюдения. Например, облачка-деревья весной по берегам водоемов. Ивы, ветлы. Но березки вокруг пионерлагеря МИД были первыми. Приятно, что это было МОЁ открытие. Приятно, что это было в ту пору, в интернате. И в душе своей Это как-то само родилось, еще тогда. В возрасте 12 лет. Примерно 1967 год, Б. Крехнов, вып. 1971 |
Петя Кривицкий - хранитель времени. Поселил the Beatles в динамике. Примерно 1966 год. Это мы с Ниной Григорьевой сочинили минуты за три. Наш паровоз вперед летит Примерно 1968 год. Однажды вдруг захотелось выучить испанский язык. Сомбреро, кабальеро - какая-то другая, упругая мелодичность слов. Взял словарь и начал искать перевод любых слов - что в голову придет. В голову пришло про любовь. Желание. Не надо прятать взгляд заранее - Желание: Едва лишь показав губами Желание... Примерно 1967 год. Тогда еще Юрия Энтина никто не знал... У бабули пирогИ Примерно 1967 год. Мы учились игре на гитаре. Иногда мелодию навевали слова. Подобрал на дороге гитару Примерно 1966 год. Самоподготовка. О, море, как тебя люблю я Примерно сентябрь 1967 У Веры Палны День рожденья был весной. Заветной старины веселый праздник Примерно 1968 год. Почему при давке в городском автобусе ругаются. Почему ты стал вдруг злым? Примерно 1966 год. Страшнее дурака только дурак с инициативой. Я скажу наверняка Примерно 1966 год. Не спугни. Как чудно ночи коротки Примерно 1967 год. Шок. После отбоя разбудишь Примерно 1966 год Воскресным вечером тумбочки наполнялись сладостями. Нет, рот не дерет нам столовая ложка. Примерно 1966 год Тогда еще Владимира Вишневского и в помине не было. Грезы Мечтаю о разных и разнообразных, Первый, сокращенный вариант, был записан позже второго, уже классе в 8-м. Исполнялся на 8 марта. Как бы под Евтушенко. Примерно 1967 год Для Д.Минаева Хирург обнаружил на теле нарыв, Примерно 1968 год. Про мальчика Петю Много Петь стали хором петь Примерно 1966 год. Это в пионерлагере в Керчи 1967 такой каламбурчик случился. Мы поехали с Аленой 1967 год, лето. |